Средний Дон. Часть 2


Культурная навигация

Маршрут экспедиции пролегал по всевозможным культурным и историческим достопримечательностям, по казачьим, а значит, православным местам. Ежедневно мы останавливались у святых источников с купелями, после которых в теле надолго поселялась невиданная бодрость. Вершины многих крупных холмов венчают огромные кресты, вокруг стоят церкви и монастыри. Отсутствие достаточного количества строевого леса подразумевало каменные или подземные строения.

Везде нас приветливо встречали местные жители и священнослужители, которые помогали добраться то в заброшенные и неразведанные нижние уровни Белогорского монастыря, то к чудо-камню Усть-Медведицкого монастыря с отпечатками ладоней и колен матушки Арсении.

Музей

Пробираясь левым берегом Дона, мы пересекли федеральную трассу М4 и попали в Богучарский район, Воронежской области. Там нас ожидала очень интересная культурная точка - экскурсия в школьный музей.

Все слышали о Сталинградской битве – в 1942-м году группировка фельдмаршала Паулюса оказалась в плотном кольце наших войск, прорвать блокаду у фашистов не получилось, армия была разгромлена, более 300 тысяч солдат и офицеров, включая самого Паулюса, попали в плен. Но мало кто знает, что во многом разгрому фашистов способствовала операция «Малый Сатурн», прошедшая на донской земле в декабре 1942-го года. Танковый корпус генерала Баданова при поддержке пехотинцев, совершив марш-бросок на несколько сотен километров, разгромил крупную авиабазу противника в станице Тацинская. Авиабазу, снабжавшую окруженную группировку всем необходимым. Кроме того, в ходе операции нашими войсками было перерезано железнодорожное сообщение немецких армий с тылом, а также оттянута от Сталинградской битвы значительная часть вооруженных сил противника. Тяжелые кровопролитные бои, большие потери с обеих сторон – глубокие раны оставила война на Донской земле.

Операция «Малый Сатурн» нашла свое отражение в экспозиции школьного музея Николая Новикова в селе Дубрава, Богучарского района, Воронежской области. Этот музей широко известен в крае, периодически проводятся выездные выставки, экспозиция постоянно пополняется. Николаю Львовичу 65 лет, большую часть жизни он собирает все, что связано с Великой отечественной войной. Военно-патриотический клуб «Память» под руководством Новикова ежегодно проводит поисковые мероприятия, хоронит бойцов, разыскивает родственников найденных солдат. Работы ему "на сто лет вперед припасено". Еще лежат в степи непохоронеными чьи-то деды и прадеды. Лежат под Дубравой в засыпанных окопах и распаханных воронках солдаты нескольких армий – нашей, немецкой, итальянской, румынской, венгерской.

«Мы идём дружиной с Дона, Дон – казацкая река». Невозможно быть на Дону и не побывать в родной станице главного донского бытописателя Михаила Шолохова, автора романа «Тихий Дон» получившего в 1965 году Нобелевскую премию по литературе с формулировкой «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». В станице Вёшенская мы посетили дом-музей писателя. Сейчас вся станица живет и существует благодаря наследию писателя. Работает несколько музеев, встречает туристов пансионат «Вёшенский» с местной минеральной водой. Вёшенская показалась нам одной из самых «живых» станиц.

Из Вёшенской уходим на Серафимович. До революции станица Усть-Медведицкая, через которую шел большой поток грузов по воде через Дон к Черному морю, была центром одного из семи округов казачьего Войска Донского. При советской власти, в 1933-м году, станицу переименовали в честь известного писателя Александра Серафимовича. Во время Великой Отечественной войны Серафимович стал крайней точкой, куда с Юга дошли немецкие войска, и где они остановились. Город был оккупирован немецко-фашистскими войсками 3 августа 1942 года, освобождён 27 августа 1942 г. войсками Сталинградского фронта. Именно отсюда началось наше наступление на Сталинград. Вокруг города находятся десятки военных памятников и братских могил.

В районе Серафимовича мы прощаемся с Доном и уходим к другой, очень интересной русской реке - Медведице. Еще двести лет назад она была судоходной, с развитой навигацией. Баржи с зерном, мукой, овсом и другими товарами тянули бурлаки. С развитием железных дорог в крае навигация на Медведице пришла в упадок.

Дюнная гонка На 5-й день пути организаторы предложили участникам экспедиции небольшую дюнную гонку, проходящую по краю Донско-Арчединских песков. Эти пески представляют собой самую северную песчаную пустыню в мире. Состоят они из речных отложений древнего Дона и его притоков. Ландшафт неоднородный, преобладают холмы и бугры разной высоты.

Трасса представляла собой не очень длинный коридор, размеченный вешками и сигнальными лентами и мягкий песок под колесами. Песка было много. Тяжелая Тойота плыла по нему, как самый настоящий крейсер, периодически проваливаясь по ступицы. Но автомобильная лебедка так и не понадобилась!Очень приятно было катать эту небольшую трассу, зная, что спустя месяц по нашим следам пройдет один из спецучастков международного ралли-рейда "Шелковый путь 2011".

Эпилог Экспедиция «Средний Дон» длилась 30 дней и была разделена на две части. Первая часть проходила вдоль Дона и Медведицы и была особенно интересна новичкам, тем, кто никогда не бывал в этих краях. Вторая часть шла по Волге до Цимлянского водохранилища и предполагала более внедорожное участие для тех, кто приезжает уже не первый раз. Нам удалось поучаствовать только в первой части, и мы благодарны за это Дмитрию Колесникову и его помощникам. У них получился очень интересный проект. Дон и Медведица стали нам гораздо ближе, туда хочется возвращаться снова и снова. Полученных эмоций как раз хватит до следующего лета, до следующего Среднего Дона. Теперь нас ждет вторая, проходящая по Волге, часть. to be continue...



Новости

все новости
Девушка с лебедкойДевушка с лебедкойЛебёдки от компании КОМПАЛ Компания Компал эксклюзивный дистрибутор на Российском рынке автомобильных лебедок и ATV марки Master Winch производства Китай.