АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЛЕБЕДКИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОБСЛУЖИВАНИЕ
1. В поездку, вы должны обязательно взять плотные перчатки с кожаными накладками на ладонях. Вы будете работать с металлическим тросом, который в процессе эксплуатации «разлохматится», поэтому простые рабочие перчатки, не подойдут.
2. Никогда не стойте между автомобилем и местом закрепления троса при работающей лебедке. Бывает, особенно после длительной эксплуатации, или при чрезмерном усилии, что лебедочный трос просто-напросто рвется. О последствиях я лучше умолчу. «Не стой под стрелой» на лебедке, к сожалению, написать нельзя, так, что просто помните об этом.
3. При «лебежении» используйте специальную «гаситель» троса или, на худой конец, банальную телогрейку, которая должна быть помещена на натянутый трос, как демпфирующий элемент. Если трос разорвется, предохранитель троса примет на себя значительную часть его кинетической энергии.
4. Никогда не перешагивайте через трос, находящийся под нагрузкой. Надеюсь, понятно почему.
5. Не используйте лебедочный трос для рывкового вытаскивания другого автомобиля, он на это не рассчитан. 6. При закреплении лебедки к дереву используйте корозащитную стропу, «Берегите природу, нашу мать!!!»
7. Никогда не «лебедитесь» за телеграфные столбы, линии электропередач, столбы освещения, дорожные знаки и столбики, геодезические знаки и тому подобное. Не обижайтесь за кажущуюся абсурдность этого пункта…но, лучше мы лишний раз об этом напомним и Вам не придется иметь дело в разгневанными дачниками, оставшимися по Вашей вине, без электричества.
8. Не пытайтесь пальцами помочь равномерной укладке троса. Последствия, опять без комментариев.
9. Если Вы поднимаете машину в гору, обязательно пользуйтесь страховочными канатами.
10. Не используйте «заломленный» трос, он может не выдержать работы под нагрузкой.
11. Ну, а во всем остальном, руководствуйтесь инструкцией по эксплуатации лебедки, здравым смыслом и нашими советами .
После установки электрической лебедки, попробуйте просто сами перемотать на ней трос. С одной стороны Вы в спокойной обстановке разберетесь, как она включается-выключается и работает, а с другой стороны, скрытая неполадка, если такая есть, имеет шанс проявиться не в лесу, а при этом пробном испытании. Если лебедка будет чрезмерно греться, даже при минимальной нагрузке, или будет работать, очень медленно, с резким металлическим хрустом, или вообще не включится, Вам прямая дорога обратно в установочный центр, и (или) к продавцу этого товара.
Будем надеяться, пробное включение прошло успешно. Отправляясь в дорогу, не забудьте взять перчатки, корозащитную стропу, блок усиления, два-три шакла, для надежно крепления лебедочного троса к стропе и, если Вы знаете, что Вас ждет болотистая местность, бедная деревьями, дополнительный удлинитель в виде бухты троса. И вот Вы в лесу и НАКОНЕЦ….застряли!!! ПОМНИТЕ, что заявленное тяговое усилие автомобильная лебедка развивает на первых витках троса, то есть на практически пустом барабане. Но, лебедочный трос крепится к барабану только одним болтом, поэтому старайтесь оставлять на барабане не менее пяти витков. Каким бы незначительным показалось вам препятствие, остановившее ваш автомобиль, постарайтесь найти подходящее место закрепления лебедочного троса на максимально доступном расстоянии. Сколько лебедок для джипов было уничтожено, только потому, что владелец лебедки, неправильно оценив тяжесть препятствия, отмотав пять-шесть метров троса и, зацепив его за ближайшее дерево, давал лебедке запредельную нагрузку. Один-два раза техника, обычно прощает, но не больше. Если Вы хотите продолжить движение вперед, то закрепите трос, если это конечно возможно, по ходу движения автомобиля. Старайтесь закреплять трос ни слишком низко ( тогда трос может тереться о землю), но и не слишком высоко( чем выше, тем легче сломать дерево, за которое Вы «лебедитесь»). Трос соединять со стропой лучше через шакл, так гораздо надежнее. Только, когда Вы закрутите болт шакла, отверните пол-оборота назад, что бы его не заклинило под нагрузкой.
Сложнее, когда вы хотите, изменить с помощью автомобильной лебедки направление движения, например, выбраться из слишком глубокой колеи. Будьте, в этом случае, очень внимательны! При «лебежении» в сторону, тяговое усилие лебедки уменьшиться и , кроме этого, лебедочный трос будет сматываться не равномерно по всему барабану, а только с одной стороны. Это чревато тем, что витки троса могут перехлестнуться, что приведет у «залому» троса и, в дальнейшем , к разрыву его под нагрузкой. Кроме этого , неравномерная укладка троса по барабану, может просто застопорить лебедку, или, что еще хуже, раздавить внутреннюю боковину корпуса лебедки. Поэтому, когда трос начинает неравномерно распределяется по барабану, вы должны прекратить «винчевание»( оно же «лебежение») и , в ручную, размотать трос и поменять место «якорения». Если трос уже заклинило, то очень аккуратно, разматывайте его, используя принудительную размотку. Следите, что бы на пути троса не было крупного кустарника или мелких деревьев, именно они и «лохматят» трос.
Если препятствие тяжелое, не пытайтесь преодолеть его сразу, делайте паузы, дайте лебедке остыть и аккумулятору подзарядиться.Если вы не можете вытащить застрявшую машину и (или) если мотор лебедки начинает ощутимо греться, воспользуйтесь специальным блоком. Использование простого блока удваивает тяговое усилие лебедки, а двойного - утраивает. Схемы применения блоков изображены на рисунках.
Только будьте внимательны, если машина не просто застряла, а зацепилась, например, мостом за невидимое Вам в грязи упавшее дерево, то при работе с блоком, усилия лебедки будет вполне достаточно, что бы погнуть раму Вашего автомобиля или вырвать один из мостов. Если вы понимаете, что препятствие будет не единственным, не сматывайте сразу трос, просто надежно закрепите его на силовом бампере в виде «восьмерки». Бывает так, что лебедка остается единственной надеждой на выход из сложной ситуации, поэтому берегите ее, в прямом смысле. Автомобильная лебедка это не панацея, это мощный инструмент для преодоления бездорожья. Не стесняйтесь, если надо, поработать лопатой или подложить ветки или специальные сенд-траки под колеса автомобиля. Этим вы значительно облегчите нагрузку на лебедку и сохраните ее работоспособность до следующего, может быть, еще более сложного препятствия. Ну и на последок, наверное, не менее важное, чем техника безопасности. После использования электрической лебедки, даже в полевых условиях, очистите ее от внешней грязи, перемотайте равномерно трос.
Ну а по возвращению, ОБЯЗАТЕЛЬНО, проведите техническое обслуживание лебедки, если можете, то самостоятельно, если нет, то у специалистов. Если лебедка контактировала с водой, обслуживание нужно сделать как можно быстрее, что бы не начались коррозионные процессы. К сожалению, есть большое количество людей, которые с уверенностью скажут Вам, «что я в свою лебедку никогда не залезал, а она работает нормально». Есть еще другая категория пользователей, которая также не уделяя никакого внимания обслуживанию, во всех проблемах со своей лебедкой винит «всех этих китайцев-тайваньцев-корейцев-американцев ( не забывая и отечественных производителей), которые не могут сделать нормальную лебедку». НЕ СЛУШАЙТЕ ИХ!!! Грамотное, бережное использование и СВОЕВРЕМЕННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ будет залогом того, что Ваша лебедка будет служить Вам «долго и счастливо», а трактористы будут пахать поля, а не спешить на подмогу к Вам в лес! В следующей статье мы расскажем, что еще необходимо взять с собой в машину, чтобы встретить во всеоружии бездорожье.