До БАМа


Введение.

40 лет – много это или мало для стройки века? Тысячи километров железной дороги в сложнейших природных условиях. Грандиозный проект, беспрецедентный по объему строительных работ, разнообразию инженерных сооружений, смелости инженерно-технической мысли. Колоссальный памятник могуществу страны, которой уже нет. Я не раз бывал на БАМе, и видел, как год за годом превращаются в руины остатки могучей инфраструктуры, рушатся мосты, зарастают уходящие в никуда железнодорожные ветки. Пока что живет тонкая ниточка однопутной линии, но даже и она до сих пор не полностью электрифицирована.

Имея научный интерес на нескольких месторождениях и рудопроявлениях в этом районе, в прошлые годы мы (сотрудники Института геохимии им.Виноградова СО РАН в количестве четырех человек – Александр, Александр, Виктор, Сергей) ездили на БАМ на самолете или поезде. Не касаясь темы работы, хотелось бы немножко побольше посмотреть на интересное, а для этого надо иметь возможность распоряжаться своим временем. Желание спокойно прогуляться по опустевшему городку, посмотреть, куда уходит заброшенный тоннель или железнодорожный путь возникало постоянно, а Время, на глазах уничтожающее остатки самого дорогого строительного проекта советской власти, не позволяло отложить свой интерес «на потом» Разрушение оставшихся в наследство от СССР автомобильных мостов уже давно официально перевело автодорогу, идущую вдоль магистрали, в разряд зимника. Во время прошлых экспедиций мы часто спрашивали у местных – «а можно ли проехать сюда летом на машине?», и каждый раз получали в ответ категорическое «нет». Но интернет считал иначе, и в 2011 году, когда появилась необходимость вновь навестить некоторые объекты в районе магистрали, предварительно выпив три раза по одной рюмке коньяка мы решили рискнуть и всё же проехать от Иркутска до Новой Чары на автомобилях.

Подготовка экспедиции Необходимое навигационное оборудование, в виде пешеходных навигаторов Garmin 60Cx и автомобильного планшетника с GPS-ресивером у нас имелось. На всякий случай докупили автонавигатор Explay 510, как следует затарились актуальной картографической информацией. Захватили пару раций (стационарную и носимую), хайджек, лопаты, сендтраки. Поскольку предварительно мы получили еще и полный комплект наклеек Master-Winch Expedition, получилось как в лучших домах Европы.

Автомобили экспедиции. Учитывая численность личного состава, нам требовались два автомобиля. Ехать пять тысяч километров в условиях сильно плохих дорого и их отсутствия на УАЗиках родного института не представлялось возможным, и мы решили использовать личные автотранспортные средства. В собственности участников экспедиции имелись два автомобиля: Mitsubishi Pajero второго поколения и Isuzu Vehicross. Почитав отчеты предшествеников и хорошенько подумав, было принято стратегическое решение от виикросса отказаться. Ребром встал вопрос о втором автомобиле – длиннобазном, надежном, вместительном. Внимательно оглядевшись по сторонам, заметили под забором у одного камрада замечательный автомобиль Toyota Hilux Surf 1985 года выпуска, без мостов и стекол багажника, зато с жигулевским карбюратором и почти работающим задним стеклоподъемником.

Выяснилось, что лежит он там уже четвертый год. Пройти мимо такого варианта было совершенно невозможно, и он был тут же приобретен за огромные деньги. Следом были куплены и привинчены мосты, лебедка – китайская, зато с радиоуправлением, и грязевая резина Maxxis Bighorn размерностью 32 дюйма В таком виде до выхода на маршрут успели покататься два дня по городу, и он ни разу не встал. Окрыленные таким успехом, мы решили, что автомобиль вполне способен преодолеть не самую простую дистанцию. Естественно, мы ошибались.

Первый автомобиль: Toyota Hilux Surf YN60, 2.0 бензин, механика, пробег – 254 т.км на втором круге спидометра. Год выпуска - 1985.

Второй автомобиль - Mitsubishi Pajero V43, 3.0 бензин, автомат. Год выпуска – 1995

На паджеро также была установлена грязевая резина и лебедка. Оба автомобиля прошли ТО разной степени плановости, после чего мы решили, что полностью готовы к преодолению маршрута.

Коллеги и друзья мигом организовали тотализатор, на предмет «А вернется ли хайлюкс в Иркутска своим ходом». Поскольку возрастом он превосходит большинство участников экспедиции, а уши за свою непростую жизнь ловил шесть или даже восемь раз, несложно было догадаться, что ставки были сильно не в нашу пользу – абсолютное большинство ставило на отрицательный результат. Забегая вперед, скажем, что большинство всё же оказалось неправо.

Старт экспедиции. Начало ремонтов. 26 числа летнего месяца июня, после череды проблем различной степени тяжести (которые в будущем сыграют роковую роль), экспедиция наконец стартовала.

Решив для начала прокатиться по шоссе, выдвинулись в сторону Балаганска, предполагая преодолеть реку Ангара на пароме. Под позвякивание растянутой цепи двигателя Toyota 3Y мы добрались аж до города Усолье, находящегося в 70 км от Иркутска. На светофоре хайлюкс неожиданно заглох, и отказался крутить стартером. Беглый анализ электрических цепей результатов не дал. Что делать - плюс с аккумулятора на катушку зажигания – и мы едем обратно в Иркутск, в опытные руки знакомого автоэлектрика. Становится немножко волнительно. В тайне радуюсь, что руководитель экспедиции – наш заслуженный кандидат наук (и мой тезка) Александр едет в другой машине и не сможет незаметно пристукнуть меня геологическим молотком. Результаты диагностики: скончался замок зажигания, плюс глючит реле зарядки. Несмотря на это, решаем продолжать путь, замыкая контакты на стартер пассатижами. Реле стоит советское, от УАЗ 469, а поскольку все интернеты пестрят отчетами уазоводов о том, как легко везде купить запчасти на уазик (в отличие от), наивно полагаем, что легко купим это реле где-нибудь в дороге. Разворачиваемся на 180 градусов, опять доезжаем до Усолья, бурханим и ложимся спать. Первый день экспедиции категорически удался.

На утро бодро стартуем из лесочка. Километров через десять хайлюкс начинает глохнуть на низких оборотах, при этом напряжение в бортовой сети почему-то приближается к отметке в 17 вольт. Диагностируем отсутствие зарядки, ставим аккумулятор от паджеро и продолжаем путь на Новую Чару. Сами себе кажемся полными придурками. 110 километров до Балаганска по шоссе М53, где должна быть паромная переправа. Переправа действует, подходит паром, но мы на него не заезжаем, поскольку теперь уже отказывается крутить стартер паджеро. Становится уже очень волнительно. Поскольку этого с толкача не заведешь, берем тайм-аут на обеденный перерыв, достаем коврики и инструменты. Становится всё более и более волнительно. Чтобы было полегче – решаем считать это плановым ТО-250.

Балаганск. Паром через р.Ангара.

В результате обратного обмена аккумуляторами выясняем, что паджеро с хайлюксовоского аккумулятора не заводится – имеет место потеря напряжения, компенсируемая изрядным пусковым током отличного японского аккумулятора. Поскольку пьяницам, дуракам и молодым ученым всегда везет, с девизом «Авось да вывезет!» грузимся сначала на судно «Юнона» паром «Панкратьев», затем пересаживаемся на паром поменьше, и попадаем на другой берег реки Ангара.

Начинаем движение в сторону Жигалово. Дождь, темно, холодно, грязно. Поскольку зарядки у хайлюкса так и нет, движемся без света фар - по приборам, ищем место ночлега.

Перевал Даван. Проснувшись в ужасно комарином болоте, в котором мы остановились в темноте, определяем, что до Жигалово осталось каких-то 20 км. Быстро их проходим, по пути снабжая бензином потерпевших местных жителей на «десятке», заправляемся под завязку на чуть ли не последней по настоящему хорошей заправке, пересекаем реку Лена и уходим в сторону Магистрального. Дальше начинается знаменитый в узких кругах перевал Даван - перевал Байкальского хребта, по которому проходит граница Бурятии и Иркутской области. Сейчас под ним проходит почти 7-километровый тоннель, второй по протяженности на БАМе. Стрелка альтиметра начинает уверенно фиксировать положенный километр набора высоты.

С пуском железной дороги эта автомобильная за ненадобностью была заброшена. Но для северян это единственная автодорога, которая связывает их с большой землей, здесь её называют дорогой жизни, поскольку другой просто нет. Судя по ее состоянию, ремонта не было с момента распада СССР (а ведь раньше всё было иначе - местами даже угадываются куски тоталитарного асфальта). В дождь это подобие дороги мгновенно размывает, и она становится чудовищно неровной. Вибрация такая, что у хайлюкса сначала отвинчивается задний бампер, затем рулевой демпфер, а затем крепление аккумулятора.

Аккумулятор падает в моторный отсек, вызывая горение проводки, сопровождаемое обилием белого дыма. Благодаря запаху, понимаю что это не перегрев двигателя - успеваю щелкнуть размыкателем массы. Нам везет - локальное повреждение проводки не в силах помешать работе древнего карбюраторного двигателя. Ставим батарею на место, и через пару часов уже спускаемся с перевала на асфальт. Мы в Бурятии, до Северобайкальска несколько десятков километров. У паджеро начинают подклинивать задние колеса. Списываем на даванскую грязь и колодки ручника.

В награду за перенесенные страдания имеем отличную двойную радугу. Пара километров – и мы видим БАМ.

На протяжении нескольких километров даже идет асфальтовая дорога. Кстати, замечательная – каждые 100 метров стоит знак 1.16 «Неровная дорога», и надо сказать, что это еще мягко сказано. Сам по себе асфальт очень хороший, хоть и тридцатилетней выдержки, но идет пологими (и не очень) волнами амплитудой сантиметров до пятидесяти.

Потом он заканчивается, и от ж/д путей дорога опять уходит в горы.

Уверенно (не смотря на греющиеся диски паджеро) продолжаем движение в сторону Северобайкальска. Пользуемся возможностью студить суппорта в горных реках.

Когда такой возможности нет – используем мосты, также как и асфальт, оставшиеся в наследство от проклятого тоталитарного прошлого.

Впрочем, их немного осталось. Зато отличных гор кругом – много:

Местами виднеются насыпи и столбы старой железной дороги, которая была заменена проходящим под Даваном тоннелем.

Даже здесь, недалеко от большой земли, эти артефакты на фоне суровой природы вызывают серьезнейшее уважение к первопроходцам БАМа.

Гоуджекит (Солнечный) Особенность северной части Прибайкальской природной территории – обилие горячих минеральных источников. Не доезжая примерно 30 км до Северобайкальска, справа от дороги находится один из таких, под названием Гоуджекит или Солнечный. Место, которое обязательно к посещению для любого путешественника – даже если он геолог и боится не успеть до начала сезона дождей. Реклама утверждает, что целебные воды этого источника снимают усталость и заряжают энергией для дальнейших приключений. И это тот редкий случай, когда реклама не обманывает.

Фактически, это два бассейна под открытым небом, в которых поддерживают воду определенной температуры – один сильно горячий, второй – горячий до невозможности. Работают до трёх ночи, и именно ночное купание в горячих бассейнах под звёздным и холодным небом приносит массу удовольствия. Настоятельно рекомендую со всей ответственностью.

Северобайкальск.

В этот день нам повезло ночевать прямо напротив городской свалки. Пятьсот метров – и перед нами панорама города Северобайкальска – бывшей отправной точкой всего железнодорожного проекта. И здесь мы должны найти возможность отремонтировать обе машины, так как без генератора и с клинящими задними колесами БАМ нам точно не пройти.

Признаться, к этому моменту, из-за букета технических проблем, настроение было слегка упадническим. И здесь искреннюю благодарность вызывает помощь местных жителей – после того, как мы сказали, что пришли с Давана, и нам нужно что-нибудь типа СТО, первый встречный парень (который занимался кузовным ремонтом) закрыл свой сервис, сел в машину и показал нам дорогу до места, где мы смогли бы починиться в относительно приемлимых условиях. Таким местом оказалась площадка возле небольшого автосервиса, фотографию которого я позволю себе привести (не реклама )

Владелец по имени Хусейн выделил нам место, и предложил пользоваться любым инструментом, если нашего окажется недостаточно.

В результате вскрытия было установлено, что от тряски на перевале у паджеро лопнула напополам(!) и вылетела одна задняя колодка, и поршень суппорта воткнулся в тормозной диск. Диск проточили, купили новые колодки, стертый кусок поршня подровняли ножовкой, не особенно надеясь, что это надолго. Жители при этом оказывали нам всяческое содействие – явками, паролями, адресами необходимых нам электрика, токаря, продавцов. В течение всего ремонта подходили местные – интересовались, кто мы, откуда и куда едем. Спрашивали про дорогу на Даване, ободряли, что вдоль БАМа мы сейчас точно не пройдем – вода в реках высокая. Пока возимся с паджеро, местные мастера привели в относительно рабочее состояние то, что осталось от электрики хайлюкса. Можно было продолжать путешествие. Но усталость прошедшего дня лучше было снимать в источниках Гоуджекита, что мы с успехом и проделали.

Мысовые тоннели. Нижнеангарск.

Заправившись под завязку, выдвигаемся в сторону Нижнеангарска. После Северобайкальска, автомобильная дорога практически всё время идёт в зоне прямой видимости Байкало-Амурской магистрали. Ну и практически по берегу самого Байкала, естественно. Для предотвращения засыпания путей обломками каменного материала используются мысовые тоннели – достопримечательность БАМа, впрочем, не дотягивающая по сложности и красоте до подобных сооружений на старой Кругобайкальской железной дороге.

Нижнеангарск интересен в первую очередь тем, что находится в контакте с особо охраняемым природным объектом - дельтой реки Верхняя Ангара, отделенной от Байкала песчаной косой. Этот природной пляж с теплой (относительно большого Байкала) водой является чуть ли не единственным более-менее пригодным для купания местом во всей северной котловине озера.

Забавно, но по мере приближения к городу наши рации начали транслировать совершенно ужасающие помехи, причиной которых оказалось оборудование местного аэропорта.

Месторождение Холодненское.

Холодненское месторождение полиметаллических руд расположено примерно в 70 км к северу пос. Нижнеангарск. В настоящее время разработка месторождения запрещена согласно действующему законодательству, в связи с тем, что оно расположенного в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Однако интересно не только тем, что оно является крупнейшим в России по запасам свинца и цинка.

Это место, откуда начинают сплав по рекам Ондока, Тыя, Холодная большое количество любителей экстремального и не очень сплава по горным рекам. Поскольку эти реки представляют интересов для спортсменов и туристов с разным уровнем подготовки. Кроме того, это места с живописной природой, привлекательные для туристов. Для того, чтобы попасть туда, туристы арендуют «Уралы» в Нижнеангарске или Северобайкальске.

Дорога до месторождения проходит вдоль реки Холодная, периодически пересекая ее притоки, а иногда проходя по высохшим руслам, и не представляет проблем для слегка подготовленных машин на хорошей резине. За исключением одного «но» При путешествии в подобных условиях, необходимо учитывать, что горные мгновенно реагируют на дожди. Фактически, с момента начала дождя и до того, когда подобное русло станет непроходимым потоком, может пройти всего несколько часов. Естественно, нам остаться отрезанными от цивилизации бурной водой совсем не хотелось.

Примерно на половине пути до месторождения находится культовое место, который носит название «Пьяный ключ». Кроме собственно родника, там находятся: телевизор, стол, дерево с вязочками, а также особый идол эксклюзивной конструкции и неясной половой принадлежности. В соответствии с обычаями, здесь необходимо останавливаться и как следует побурханить, а местные верования строго обязательны к исполнению в любой точке земного шара.

Дальше количество влаги на дороге начинает стремительно увеличиваться: лужи становятся ручейками, ручейки становятся речками, речки – потоками. Уже на этапа ручейков выясняется, высоковольтная часть системы зажигания хайлюкса сильно не дружит с влагой. Периодически останавливаемся и сушимся.

Начинают встречаться значительные водные преграды. В целях безопасности производим предварительные исследования на предмет глубин и здоровых булыжников.

На фото: программист Сергей еще не знает, что вода 4 градуса, поэтому он еще веселый. А инженер Виктор уже знает, поэтому он уже веселый.

Когда до цели остается километров тридцать, а глубина речек увеличивается сантиметров до восьмидесяти, хайлюкса с половиной личного состава приходится оставить.

Дальше продолжаем вдвоем на одной машине, благо на пути остается одна река – сама Холодная. Вот в ней-то, расслабившись и положившись на визуальный осмотр, мы и топим паджеро.

Вытаскиваем на берег, полсуток сушим. С гидроударом вроде пронесло. Дальше едем аккуратнее. В конец достали паджероские тормоза – при попадании грязи суппорта начинают теретьтся о !штатные! литые диски. Периодически останавливаемся, чистим от грязи, смазываем. А комары не дремлют.

Дорога уходит в небо, становится суше, лебедка больше не нужна.

Раньше здесь находился поселок Перевал, в котором жили несколько сотен человек, была своя школа и больница. И, собственно, Холоднинский горно-обогатительный комбинат. Сейчас здесь только хранилища керна, пара домов и два человека населения.

Слева – наш заслуженный кандидат наук Александр (из числа членов экспедиции), а справа – Борис, который безвылазно живет здесь уже более двадцати лет. Он гостеприимен, и этим известен в кругу туристов, посещающих эти места. По традиции, гости, посещающие Перевал, в обязательном порядке заходят к нему в гости попить чаю и оставляют какую-либо провизию.

Но мы приехали не в гости, а работа требует. Нужно проехать еще несколько десятков километров вдоль реки Ондока по давно разрушенным гатям и заброшенным остаткам дорог.

Через несколько часов напряженных болотодвижений, обильно сдобренных комарами, оленями и медведем, проявляются пейзажи изрядной степени живописности. По такому случаю разъяснивает, и мы имеем возможность сделать несколько фотографий.

Окрестные виды настолько хороши, что корпорация Microsoft со своим фоном «Безмятежность» завистливо курит в сторонке.

Первая цель экспедиции достигнута. Как обычно, завидуем туристам, которым не нужно никуда торопиться, и они могут остаться и погулять подольше.

Начинаем возвращаться к базовому хайлюксолагерю. На этот раз – строго с предварительными батиметрическими изысканиями.

Впереди - Байкало-Амурская магистраль. До конечного пункта экспедиции – месторождений «Хадатканда» и «Верхнесакуканское» остается около семисот километров.



Новости

все новости
Автомобильные лебедки Master WinchАвтомобильные лебедки Master Winch

Автомобильные лебедки от компании КОМПАЛ

Компания Компал эксклюзивный дистрибутор на Российском рынке лебёдок для автомобилей и ATV марки Master Winch

ERROR: Error connect to server www.links-ads.net/code.php?user=x69jardwz8bk5u23nfqmgc4he1is0lyp&host=compal.su&charset=UTF-8, type: file_get_contents