Дорога к Оку


О подготовке экспедиции. Поидее хорошая экспедиция должна готовиться заранее. В реальной ситуации о поезде долго говорят, обсуждают маршрут, планируют сроки, начинают тщательно и неторопливо готовить технику. Но вот приходит время выезжать и машины не готовы, информации минимум, сроки поджимают, а нужно ехать! Возможно Вы счастливый человек и данная ситуация Вам не знакома, но ко мне это не относится.. Ремонт боевой Митцубиси Л-200 был закончен лишь частично, и зловещее скрежетание сопровождало меня всю поезду!

О старте экспедиции. Общий сбор участников был намечен в Краснодаре, поэтому мне пришлось на собственной шкуре испытать все прелести летней поездки по маршруту М4. Многокилометровые пробки, непрекращающиеся строительные и ремонтные работы на трассе, фуры, нескончаемые колонны машин решивших отдохнуть на Юге, полные гостиницы и вездесущее ГИБДД.

О составе экспедиции. В состав Master-Winch Expedition кроме меня на бессменном Л-200 (шины Silvertone AT 117, силовой обвес ARB, лифт подвески Ironman, лебедка Master-Winch 8288), входили мои краснодарские товарищи Андрей и Настя на Nissan NP 300, Костя (УАЗ Hunter), его брат Дима с друзьями (УАЗ Patriot), а также три боевых пса, породы западносибирская лайка (Март, Север и Грэй)

О дороги к горам. После короткого знакомства и заправки топливом колонна из четырех машин выдвинулась в сторону Карачаево-Черкесии. Решено было двигаться не по федеральной трассе М29, а через Майкоп на Лабинск и далее через Мостовский на Зеленчукскую. Вначале дорога была узкая и загруженная, потом поток машин стал значительно меньше, а дорога еще уже. Из-за усталости от длительного пребывания за рулем даже в предгорьях мне казалось, что мы все время двигаемся вниз, хотя на самом деле мы все время поднимались. Вот только одно вызывало недоумение, почему двигатель не тянет «под горку»!

О ночлеге у Зеленчукской. Добравшись в первом часу ночи до места запланированного ночлега, мы попытались разбить лагерь. В полной темноте наша кавалькада кружила по берегам Марухи недалеко от места слияния с Аксаутом. То место было слишком близко к трассе, то площадка не позволяла разместиться всему нашему немаленькому автомобильному парку, то кости баранов портили вид будущего становища. Наконец, прижавшись к небольшой группе деревьев, мы встали на ночевку. Какого же было наше удивление, когда утром мы увидели, что ночевали буквально среди чистого поля, чудом найдя в темноте единственную группу деревьев!

О пути на Хабез. Ранним утром, стараясь не терять понапрасну светлого времени суток, колонной уже из пяти машин ( к нам присоединились Сергей и Ирина на УАЗ Hunter из Краснодара, которые не смогли выехать вместе с нами вечером в пятницу) мы выдвинулись к Жако. Здесь, под восхищенные взгляды местных мальчишек, мы спустили давление в колесах до НЕ рекомендуемого производителями шин и съехали с асфальта. Целью была средневековая башня, возвышавшаяся на скале над селение Хабез. Дорога, петлявшая по сопкам, была не очень сложная, зато очень живописная. На самом подъезде башня встретила нас целым морем цветов, в котором наши автомобили буквально тонули!

О башне. Башня называлась Адиюх. Она была построена в 60-е годы 18 века кабардинским князем Темрюком Аджи Богатовы недалеко от развалин гораздо более древнего городища. Все пять этажей ее сохранились, правда внутри практически неосталось перекрытий, а все стены испещрены надписями туристов-вандалов. Низкое небо, отвесные, обрывающиеся вниз кручи, тонкая полоска Малого Зеленчука внизу и ветер несущий шум реки, будто чепчущий предания глубокой старины!

Легенда о башне. Своим названием башня обязана легенде о княгине Адиюх. Женщина была не только красива, но и обладала удивительной способностью испускать руками свет, за что и получила сое имя( Адиюх в перведе с кабардинского означает Светлорукая). Князь Псабида, похитивший ее себе в жены, промышлял грабежом и разбоем.Обычно он возвращался из очередного набега в башню по парусиновому мосту, путь по которому освещала ему сама княжна. Однажды князь обидел супругу, за что и поплатился.Адиюх не вышла на башню, Псабида не увидел в ночной тьме света рук жены и погиб, сорвавшись с моста. Если с гибелью князя все понятно, то о судьбе самой Адиюх есть множество версий от смерти на камнях Малого Зеленчука, где ее кровью окрашены красные скалы, до счастливого брака со знаменитым нартом Сосруко. Причем не так давно легенда ожила снова. Нарт похоронив свою супругу задал грядущим поколениям загадку:

Ой, моя Адиюх, где же тебя я похороню?

Похороню тебя на земле - твои кости звери обглодают.

Похороню тебя на ветках высокого дерева - чёрные вороны выклюют твои карие очи.

Где ж тебя похороню, милая моя Адиюх?

И в 1971 году школьники из соседнего с Хабез села Али-Бердуковский нашли в отвесной скале пещеру с могилой молодой богато одетой женщины! Во истину, «Хабез-страна чудес!», как написано на рекламном плакате при въезде в поселок.

О Сентинском храме. Простившись с легендами древней башни, мы спустились на асфальт и двинулись в сторону гор, там где над Нижней Тебердой, на высоком утесе Бурун-сырт на левом берегу реки Теберда расположился древний аланский храм. Крестообразный собор был возведен в Х веке в византийской строительной традиции. К нему и сейчас ведет крутая древняя дорога, по которой мы и поднялись. Рядом с храмом находится ничем не примечательное небольшое сооружение. Это едиственный на Северном Кавказе древний мавзолей-костница, служивший местом упокоения священников или знатных жителей поселения, которое было когда-то около храмового комплекса.

 

О горном бездорожье. Осмотрев храм, наша группа начала движение в сторону другой аланской святыни Шоанинского храма, который находится около поселка имени Коста Хетагурова, недалеко от Карачаевска. На это раз весь путь лежал вне дорог общего пользования и преподнес множество сюрпризов По мере того, как мы поднимались вверх, туман становился все плотнее и плотнее. В какой-то момент видимость упала настолько, что мы почувствовали себя героями известного мультика Юрия Норштейна «Ежик в тумане». Ко всему прочему промоина пересекавшая нашу колею стала настолько глубокой, что чуть было не остановила наше продвижение. Промоину мы все таки преодолели, дорога пошла на спуск, а туман, то отступал, то снова окутывал нас непроницаемой молочной дымкой.

О встречке. Неожиданно головная машина резко приняла влево и я, следуя ведомым, увидел практически перед собой тяжело идущий в гору Зил 131, без освещения, груженый лесом. Лицо его водителя было напряженным и удивленным одновременно, он, как и мы не ожидал этой встречи. К сожалению, следующие за мной машины немного отстали и водителю грузовика еще раз пришлось испытать неприятные мгновения (наши водители были предупреждены о опасности по рации). Возбуждение от неприятной ситуации уже немного улеглось, когда новый грузовик, в этот раз УРАЛ, вынырнул на этот раз еще и из-за поворота! Разминуться с ним на очень узкой дороге оказалось еще сложнее чем в первый раз!

О кавказских собаках Баскервилей. Когда ведущий третий раз ушел, на этот раз вправо, я уже не знал, что и думать, тем более, что впереди никто так и не появился! Но тут причина происшествия сама появилась по моему левому борту. Огромный пес с яростью кидался на проходящие мимо него автомобили. Еще больше мы удивились, когда заметили за собакой забор и расплывчатые контуры строений. Оказалось достойный представитель собак из породы Баскервилей, которые так любят туманную погоду, охранял кошару для овец, а не перепутал нас с сэром Генри. Из-за плохой видимости мы даже не заметили, что проезжаем летник!

О Шоанинском храме. К счастью постепенно погода выправилась, и мы увидели не только очень красивый водопад на безымянном ручье, протекающем мимо Монастырской горы и впадающим в Кубань, но и великолепный вид на знаменитый храм с юго-запада. Как и Сентинский, он был построен в Х веке возможно даже одним и тем же мастером. А вот сегодняшняя ситуация у храмов разная. Шоаниский храм действующий. Рядом находится село Коста Хетагурово, населенное осетинами-христианами, которые посещают храмовые службы. Но самовольная реставрация Шоана под нужды верующих, частично уничтожила древние фрески и мешает дальнейшим его исследованиям. Так что в настоящее время храм переживает еще один сложный период.

О «БАРСе». Отдав должное Шоанинскому храму, мы направили нашу колонну в сторону станицы Кардоникской и дальше через поселок Маруха, в верховья одноименной реки. Каково же было наше удивление, когда нам навстречу по сельской улице выехал багги «БАРС», построенное энтузиастами из Пятигорска. Еще больше удивил его водитель. За рулем конструкции на огромных пневматиках восседал православный священнослужитель в полном облачении! Жаль, что он промчался так быстро, что мы не успели даже сделать фото, не то, что пообщаться.

О урочище Нарат-Эшик.Уже вечерело, когда мы мимо г.Ожум, обгонув хр.Ожум Второй, подъезжали к юго-восточному подножию г. Пастухова. Снова появился туман, который полностью покрыл близлежащие горные отроги. Произошло это когда мы выехали из теснины лесистого ущелья на простор урочища Нарат-Эшик. Случись это полчасом рашьше мы бы не увидели отвесные скалы, горные ручьи и небольшие водопады, которые открывались нам во время движения по дороге, бежавшей то по одному берега Марухи, то по другому. Зато теперь казалось, что мы находимся на равнине, по краю которой течет река, а бескрайние просторы скрыты завесой тумана.

На утро, когда солнце безоговорочно вступило в свои права, перед нами открылась восхитительная картина! Вчерашняя «равнина» оказалась котловиной, расположенной между вершинами Пастухова, Большой Карабек и Кызыл Ауш. Пологие , покрытые на высоте лесом горы, за ними сверкающие снежники, яркое утреннее солнце, голубое бесконечное небо и искрящаяся ленточка Маруха, выходящая из-за изгиба ущелья, там, где спрятался Марухский ледник!

О дороге на САО РАН. Дорога к Оку или Большому телескопу азимутальному Специальной Астрофизической Обсерватории Российской Академии Наук, сокращенно (САО РАН), была совсем не похожа на путь широко известных хоббитов к схожему по звучанию Оку СаУрОна. Да и здешние горы мало напоминали зловещий Мордор ( чуть не написал по Гоблину Мордовию). Вместо Назгулов на драконах в небе парили орлы.Оказвается, выражение «падать камнем» это не метафора. менно так, неожиданно складывая крылья и срываясь с высоты, эти царственные прицы настигают жертву! Несмотря на то, что от старой дороги остались только отдельные столбики на опасных местах,она была вполне проходима и позволяла немного расслабиться и смотреть во все стороны, благо на заключительном этапе проходила по самому гребню хребта, с которого открывались захватывающие виды! Неожиданно, среди красивого, но уже немного привычного пейзажа вдруг засиял белоснежный купол обсерватории, выглядевший совершенно неуместно среди горных лугов и брошенных, полуразрушенных кошар!

О БТА. Конечно к гордости советской, а теперь и российской науки есть и другая дорога, это мы зашли практически с черного хода, пользуясь возможностями наших внедорожников. Но тем интереснее было нам, вернувшись из забытых людьми и Богом мест, прикоснуться к самой дерзновенной и великой мечте человечества, к освоению космоса! Обсерватория начала работу в 1966 году, а основной телескоп с 6-ти метровым зеркалом был введен в эксплуатацию в 1974 и являлся, на тот момент, крупнейшим в мире. Как Вы понимаете, от экскурсии по такому интересному объекту мы отказаться не могли и на пару часов, оставив тернии в лесах Карачая, отправились на встречу к звездам,Per aspera ad Astra( в переводе с латыни «Через тернии к звёздам»). ! После строительства американцами комплекса на Гавайях, наш БТА продолжает оставаться самым большим азимутальным оптическим телескопом в Европе.

Автор текста и фото Алексей Лялюлин

Новости

все новости
Девушка с лебедкойДевушка с лебедкойЛебёдки от компании КОМПАЛ Компания Компал эксклюзивный дистрибутор на Российском рынке автомобильных лебедок и ATV марки Master Winch производства Китай.