Старая Киевская дорога


Как говорится, продолжение следует. Прошло чуть больше двух месяцев с первой Смоленской Master-Winch экспедиции, и воодушевленные и полные впечатлений от неё организаторы-затейщики Коньков Дмитрий (konik) и Емельяненков Сергей (Шум) решили не останавливаться на достигнутом и проложили новый маршрут по направлению Киевского Большака, тем самым основав Вторую Master-Winch экспедицию в Смоленской области. В этот раз участников было 19 человек на 8 автомобилях повышенного уровня проходимости. И если проводить соответствия с техническим регламентом РАФ, то уровни подготовки внедорожников составляли категории ТР-1 и ТР-2 – все авто оборудованы электрическими лебёдками, у всех предусмотрена большая глубина преодолеваемого брода, и диаметр колёс значительно превосходит стококвый (заводской), а сама резина со специальным грязевым рисунком протектора.

Основная цель у экспедиции была посетить несколько церквей, некогда полных прихожан и паломников, которые были забыты, заброшены и разграблены и теперь представляют собой только лишь пустые кирпичные стены с давно обвалившейся штукатуркой, высокими куполами и хранят в себе тайны былых времён. Надо отметить, великолепные памятники старинной архитектуры. Но хватит лирики. Как я упоминал чуть выше, весь маршрут пролегал или непосредственно по Киевскому Большаку, или пересекал его. В свое время тракт Киевский Большак являлся частью древнейшего пути «из варяг в греки» и начинался от знаменитых Молоховских ворот (территориально – сейчас площадь Победы, центр города), и уходил на юг от границ старого Смоленска.

Первым памятным местом, которое посетила экспедиция, была деревня Герчики. Чем же оно интересно? А тем, что в 1769-1774 годах здесь была построена деревянная Троицкая церковь, основателем которой был выходец из дворянского Шотландского рода И.В.Лесли.

Также им были выстроены несколько усадебных строений. Позже, в 1790-х годах, его зять М.А.Корбутовский построил в том же месте каменный двухэтажный дом «с мезонином в стиле классицизма», а в 1808 году новую каменную церковь Троицы Живоначальной с колокольней, которые сохранились до нашего времени. Так же им был разбит большой и популярный по тем временам «парк с прудами». Потом эта усадьба принадлежала роду Полянских, известному агроному и писателю Мещерскому (здесь родился его сын, языковед Н.А.Мещерский). Так же в 1904-1906 года сюда неоднократно приезжала знаменитая писательница Ольга Форш. Вобщем, история у этого места более чем богатая, а само место очень красивое и живописное. Особенно сейчас, когда оно вернулось в свой практически первозданный вид после проведённых восстановительно-реставрационных работ, которые ведутся, надо сказать, и по сей день.

Погода во время проведения экспедиции была жаркая, сухая и солнечная, что позволило её участникам без особых проблем продвигаться по задуманному маршруту. Единственное, те участки Киевского Большака, которые приходилось преодолевать, вызывали совсем незначительные затруднения. Оно и понятно. По этому тракту уже десятки лет никто не передвигался, оттого он сильно зарос кустарником и деревьями и напоминал о себе лишь едва заметными очертаниями – некогда былыми обочинами, а это по умолчанию предполагало прокладывание «новой» дороги. С чем, собственно, «Самурай» Емельяненкова Сергея – одного из организаторов этого выезда – справлялся на ура.

После небольшого обеденного пит-стопа движение было продолжено по направлению к деревне Щелканово, расположенной в Монастырщенском районе. Некогда большое многолюдное село Щелканово располагалось на Старокиевском почтовом тракте. Не будем углубляться более подробно в общую историю этого места и перейдём к более локальным её моментам.

История этой деревни тесно связана с родом смоленских дворян Колечицких, служивших Речи Посполитой до перехода на службу к царю Алексею Михайловичу. Именно этот род стал основоположником возведения церквей в этом селе. Таким образом в 1682 году Андреем Колечицким построена первая, еще деревянная, церковь. А спустя чуть более полутора веков, в 1847 году, главным украшением села стала церковь во имя Казанской Божьей Матери, построенная лейб-гвардии полковником Петром Петровичем Колечицким практически во дворе собственной усадьбы. Надо сказать, что даже сейчас, когда наша экспедиция посетила это место, руины здания дают великолепное представление о его былом величии. Сразу бросается в глаза огромное количество колонн, которыми здание окружено как по всему периметру снаружи, так и внутри. Но, как водится, время, к сожалению, сыграло свою злую шутку и над этим местом.

Помимо руин былого храма в некогда многолюдном и богатом торговом селе, здесь были замечены и одичавший дворянский яблоневый сад, заросший парк, обмелевший пруд и, конечно же, фундамент самого барского дома. Скажу честно, что при написании этой статьи, мне пришлось близко ознакомиться с историей села Щелканово, и, тут не утаить, я был несколько поражён тому количеству знаменитых людей, которые некогда жили или были как-то связаны с ним. Например, в той церкви, от которой сейчас остались лишь своды и колонны, когда-то крестился отец Александра Трифоновича Твардовского – Трифон Гордеевич. Выходцем из этого села был Юрий Верховский – поэт-символист, переводчик, литературовед и друг Александра Блока; его как умного, образованного человека ценили Н.Гумилёв, В.Иванов, М.Кузьмин и многие другие. Рассказывать об этом месте можно долго, но оставим это историкам. Мы же просто увидели то место, в котором когда-то жили люди, старавшиеся сделать свою жизнь осмысленной и полезной для общества, оставив памятником потомкам не только свои научные труды, художественные и литературные работы, но и такой памятник древней архитектуры, как церковь Казанской Божьей Матери или хотя бы то, что сейчас от неё осталось.

Далее, поплутав немного по просёлкам близ бывшего Киевского Большака, экспедиция на тот день была завершена, ровным счётом как и Вторая Master-Winch экспедиция в Смоленске. Конечно же, не обошлось и без небольших приключений, как то попытка форсирования одной речки в торфяннике, берега которой были явно заболочены. При попытке «пройти» это препятствие «Газик» Конькова Дмитрия очень глубоко увяз в торфе, не доехав до самой воды буквально метр. Может, оно и к лучшему, потому что потом, померив глубину предполагаемого брода, было решено повернуть назад, «оставив его на следующий раз». «Нива» Дмитрия и Марии попробовала пересечь этот участок местности чуть в стороне, но точно так же как «Газик» не добравшись до воды, безнадёжно «села». Товарищи по мероприятию не заставили себя долго ждать, и через несколько минут оба «первопроходца» уже стояли на сухом.

В целом, было много разных весёлых моментов, но это, я полагаю, немного отдаляется от основной цели мероприятия, которая в конечном итоге всё же имела место быть достигнутой.



Новости

все новости
Перетяни нас, если сможешь.Перетяни нас, если сможешь.

Автомобильные Лебёдки от компании КОМПАЛ

Компания Компал эксклюзивный дистрибутор на Российском рынке лебёдок для автомобилей и ATV марки Master Winch