Средний Дон. Часть 1
Вступление
В середине июня, когда у большинства офисных работников начинается период отпусков, нас посетило сильное желание покинуть столицу.
Причем, не просто переместиться в пространстве из душной Москвы на дачу, или на черноморский пляж, а именно проехать на машине несколько тысяч километров, исправляя пробелы в личной географии. В этом году на встроенной в меня карте обнаружилось огромное белое пятно вниз от Москвы, на Юг. Понятно, что у среднестатистического москвича хорошо известная местность редко простирается дальше окрестностей собственной дачи, но даже просто известная местность у меня заканчивалась где-то в районе Тулы! Дальше следовала долгая однообразная серая полоса федеральной трассы М4 с кафе и заправками, и потом внезапно наступали Юг и Черноморское побережье. Названия вроде Воронежа, Тамбова или Липецка не вызывали у меня никаких ассоциаций кроме этапов чемпионата России по трофи-рейдам, да кадров из новостных телепрограмм.
Непродолжительный поиск в Интернете по запросу «путешествие из Москвы на Юг» привел меня на сайты команды геокешеров "Там в росиии", www.there.ru и проекта Дмитрия Колесникова под заманчивым названием "Экспедиция Средний Дон", www.podonu.ru. Полистав форумы обоих сайтов я понял - это именно то, что нужно: десятидневный маршрут от окрестностей Воронежа до окрестностей Саратова вдоль рек Дон и Медведица. Организатор обещал подробную дорожную легенду с краеведческой информацией и легкие трассы, проходимые на стандартном внедорожнике. Идея отпуска сама упала в руки. Решено! Едем на Средний Дон!
Подготовка
Прием заявок на участие был уже закрыт, но нам повезло - один участник не смог поехать, и мы заняли его место. Поскольку серьезного бездорожья не планировалось, подготовка нашего практически стокового Ленд Круизер 100 свелась к чистке радиаторов, замене воздушных фильтров и водружению аирбокса с маркизой на их законные экспедиционные места на крыше. Конечно, на всякий случай мы протерли от пыли встроенную в штатный бампер лебедку, положили в багажник полсотни метров удлинителей троса, лопату и запасную канистру – но это у нас уже обычный джиперский рефлекс. Вершиной нашего тюнинга стала мелкая сетка, целиком закрывавшая радиаторную решетку. Будучи установленной по совету участников предыдущих экспедиций, сетка должна была спасать нас от насекомых и семян степных растений в радиаторе. Забегая вперед, скажу - не спасла, и после поездки мы прочищали радиаторы еще раз.
Для нас эта экспедиция стала этапом Мастервинч Экспединш, http://www.mw-expedition.ru/ , большого интернет-проекта от крупнейшего сообщества путешественников Турбина, http://tourbina.ru/ , географического факультета МГУ, http://www.geogr.msu.ru/, путеводителя по России, http://strana.ru/ и Центра Экспедиционного Оборудования» http://www.compal.su/ . Подав заявку и наклеив наклейки, мы бодро влились в ряды ее участников.
Перед стартом
Выехали рано, Москва еще только начинала просыпаться и собираться на работу. До Воронежа добрались практически без пробок - все ремонтируемые участки на М4 удалось проскочить навстречу основному потоку. Завтра утром - короткий брифинг и старт. Но до этого времени нам предстояло найти себе команду. Дело в том, что участие в экспедиции командное, и многие участники предыдущих экспедиций приехали сразу несколькими машинами, а вот новичкам вроде нас предстояло либо организовать свою собственную команду, либо присоединиться к кому-нибудь. В этом году новичков набралось 4 экипажа – из нас получилась отличная и очень разношерстная команда: стоковый VW Tuareg с электронными примочками для бездорожья, наша почти стоковая Toyota Land Cruiser 100 со штатными блокировками и автомобильной лебедкой Master-Winch, стоковый УАЗ Patriot с силовыми бамперами и лебедкой, но без блокировок и умной электроники и подготовленный Jeep Commander также с электрической лебедкой и бамперами, но на 33-й шоссейной резине. Данный набор автотранспорта и наличие детей в экипажах задавали нашей команде спокойный темп - рано не встаем, в грязь без нужды не суемся, достопримечательности стараемся посетить по максимуму, в лагерь возвращаемся засветло. В общем, отдых на первом месте.
Маршрут
Все движение по маршруту задавалось дорожной книгой с GPS-координатами самых интересных мест и сервисных точек. Также организатор экспедиции, Дмитрий Колесников, заливал всем в навигаторы трек с автомобиля, который прокладывал маршрут. Следование треку не являлось обязательным, да и посещение всех интересных мест требовало жесткого графика - поэтому каждая команда сама выбирала ритм движения, количество достопримечательностей и время старта и финиша. Каждый вечер в базовом лагере у костра Дмитрий обсуждал с участниками пройденные маршруты, подводил итоги и выдавал трек следующего дня экспедиции.
Дивногорье
Самостоятельный выбор маршрута позволял нам избегать внедорожные «приключения» и посетить большинство достопримечательностей, не превращая отдых в гонку. Но даже при таком облегченном графике в общий лагерь мы попадали не раньше восьми вечера - в дорожной книге было сосредоточено такое количество интересного исторического материала, что глаза просто разбегались.
Начиналось наше путешествие с посещения Дивногорья. Эта местность описана еще у Геродота, затем - в "Слове о полку Игореве". На ней пересекались и сталкивались гунны и скифы, хазары и Киевская Русь, татары и казаки. Местность содержит большое количество пещер, которые известны с глубокой древности. Многие пещеры изначально были каменоломнями, где добывали мягкий меловой камень для строительных нужд. Несколько веков спустя эти места облюбовали монахи. Поодиночке, или небольшими группами "святые люди" зарывались в мел, обживая древние пещеры. Появились первые скиты, которые позднее стали монастырями. Масштабы подземного строительства сегодня очень сложно оценить полностью, многое разрушено после революции с приходом в эти места советской власти, пострадали пещерные монастыри и во время войны. В наше время сохранились лишь те места, куда не смогли попасть светские власти, и что успела забрать под своё крыло власть церковная. Но и этого небольшого количества достаточно человеку, первый раз попавшему в эти края.
Спускаясь в эти пещеры, перемещаешься лет на 200 назад. На поверхности давно уже появились столбы ЛЭП, сотовые вышки, трубы заводов и многоэтажные дома - среди построек нашей эпохи запланированный зодчими вид монастыря часто теряется. А под землей течения времени не ощущается. Время замерло и осталось на поверхности. Среди меловых коридоров в свете восковых свечей, в вырубленных в мелу киотах, уже много лет стоят потемневшие от копоти иконы. В заброшенных скитах вся нацарапанная на стенах современная шелуха облетает, и сквозь пыльные стены проступает вся сила и вера тех, кто выдалбливал себе маленькие кельи, кто вырубал вокруг монастыря отдельный замкнутый коридор для крестного хода. Не за деньги, не по принуждению, без караульных с собаками и пулеметных вышек по углам. Именно здесь, в пещерных монастырях, понимаешь всю силу веры обычных людей.
Степь
Все среднее течение Дона проходит среди меловых холмистых пейзажей и разноцветных степей. Фотографии отчасти могут передать буйство красок, но они не способны донести всё разнообразие степных запахов. Книжное выражение "пустынная выжженная степь" потеряло для меня, городского и лесного (если не сказать – болотного) человека, всякий смысл. Такого количества растений, цветов, колючек и трав я еще не встречал. Мы передвигались по степным дорожкам, которые, то превращались в глубокие тракторные колеи, то внезапно растворялись в невысокой траве. Подготовки наших машин хватало за глаза. Больше всех меня удивлял Туарег, который не отставал от Патриота и Ленд Круизера. Пощелкивая своей электроникой, он спокойно пересекал даже глубокие канавы. А когда организаторы устроили скоростной доп-участок по полевым дорогам, Туарег уверенно привез нашей команде первое место с большим отрывом от остальных участников всей экспедиции! Пневмоподвеска в режиме комфорт в сочетании с мощным 3.5 литровым двигателем позволили ему развивать на грунтовых прямых участках большую скорость. Наше недоверие к электронным "приспособам" современных внедоржников потихоньку рассеялось. Правда, проверять глубину брода, заявленную производителем, мы не стали.
- Master-Winch
История создания бренда Master Winch
Интересная статья из журнала " Полный Привод 4х4" о т...
- Установка лебедки на KIA Sportage
Пример устаноски автомобильной электрической лебедки Master-Winch 6000A на KIA Sportage....
- Подготовка УАЗа.
В прошлом году в газете "За Рулем" была опубликована статья о подготовленном УАЗ HUNTER....
- Выбор внедорожной резины
Совместно с журналом "Уральский следопыт" специалисты Master-Winch подготовили серию материалов ...
- Тюнинг лебедки
Специалисты спортивной команды SRT доработали вертикальную лебедку WARN 8270...
- Техническое обслуживание лебедки
Электрическая автомобильная лебедка это технически сложный механизм, эксплуатирующийся в тяжелых усл...
- Силовой обвес
В предыдущих статьях мы подробно остановились на пожалуй одном из самых эффективных средствах борьбы...
- Полезная информация при выборе лебедки
Рекомендации как правильно выбрать лебедку для Вашего джип, исходя из тягового усилия автомобильной...
- Надежный помощник MW 9500
Как сделать так, что бы покупка лебедки не обернулась испорченными выходными?
- Анатомия лебедки
АНАТОМИЯ ЛЕБЕДКИ
Тему этого материала подсказал короткий диалог, услышанный мною на ...
- Master-Winch & Come Up
В майском номере журнала "Клуб 4х4" опубликована статья Ивана Евдокимова с обзором новинок рынка леб...
- Сертификат на лебедки Master-Winch и Электрик Винч
Сертификат добровольной сертификации лебедок Электрик Винч и Master-Winch...
- Автомобильные лебедки. Использование и обслуживание
В прошлой статье мы говорили о том как правильно выбрать и установить автомобильную лебедку. Теперь ...
Новости
- 08 / 04 / 2025СЕРТИФИКАТ!
Сертификат лебедок Master-Winch и Электрик Вин...
- 20 / 12 / 2018MW среди лучших!
Сразу две лебедки Master-Winch вошли в топ 6 лучши...
- 18 / 10 / 2018ЛЕБЕДКА MW НАШЛА ГЕРОЕВ
12–14 октября в окрестностях поселка Малукса Ленин...